![]() 05.01.2015
В Астане состоялось заседание Координационного совета по взаимодействию с НПО
Взаимодействие неправительственного сектора и государства, изменения и дополнения в законодательство об НПО – такова была тема Координационного совета по взаимодействию с неправительственными организациями при Правительстве Казахстан, проведенного 23 декабря 2014 года в Астане. В работе Координационного совета приняли участие представители неправительственных организаций всех регионов страны, государственных органов и международных организаций, депутаты Парламента. Как отметил председатель совета - заместитель Премьер-Министра Бердыбек Сапарбаев, в таком расширенном составе Совет собирается нечасто, а потому в повестку дня нынешней встречи были вынесены наиболее актуальные вопросы. Заместитель Премьер-Министра подчеркнул важность тесного взаимодействия государства и неправительственного сектора, без которого невозможно дальнейшее развитие гражданского общества в Казахстане. И он дал ряд конкретных поручений присутствовавшим на Совете министрам и вице-министрам по поддержке озвученных на заседании инициатив НПО. Главным и наиболее дискуссионным оказался вопрос о внесении изменений и дополнений в закон о деятельности НПО, предложенный и разработанный ОЮЛ "Гражданский альянс Казахстана". Разработчики предложили новые формы государственной поддержки неправительственного сектора. В частности, с помощью государственных и негосударственных грантов и премий. Как отметил Бердыбек Сапарбаев в Казахстане существуют два механизма финансирования неправительственных организаций – это государственный социальный заказ и донорские вливания международных организаций. Преследуя цель привести практику финансирования отечественных НПО в соответствие с международным опытом, Гражданский альянс Казахстана обобщив предложения НПО и опыт законодательного регулирования деятельности НПО за рубежом выдвинул свои инициативы в форме нового законопроекта, который активно обсуждался в сентябре – ноябре месяце в СМИ и в рамках встреч с общественностью. В новом законопроекте определяется оператор в сфере грантового финансирования, который предлагается создавать Правительству РК и который будет заниматься организацией процедур по распределению грантов. Так же законопроектом предусмотрена норма, разрешающая использование госсредств на институциональное развитие НПО. По отдельным предложениям в проект закона мнения руководителей казахстанских НПО разделились. Так, если члены Гражданского альянса предлагали государственную помощь институциональному развитию неправительственного сектора, то представители некоторых других организаций высказывались за то, чтобы отношения НПО и государства оставались исключительно партнерскими, без перекладывания внутренних проблем НПО на плечи государства. Об этом, в частности, говорит руководитель ОФ "Центр межрегиональных программ" Наталья Малярчук, с которой солидарна президент Общественного фонда развития парламентаризма в Казахстане Зауреш Батталова. - Каждое вносимое изменение в законодательство по вопросам деятельности неправительственных организаций должно быть согласовано широким кругом общественности, включая не только государственные органы и членов Гражданского альянса, но и представителей других общественных объединений, - заявили они. К слову, сегодня в Казахстане зарегистрировано более 27 тысяч НПО. Причем, подавляющее большинство из них не имеют четкой направленности, и об этом также говорилось на прошедшем Координационном совете. В ходе диалога для четкого распределения государственного соцзаказа было предложено ввести реестр НПО и ликвидировать недействующие организации. В целом, участники заседания отметили готовность правительства взаимодействовать с гражданским обществом. Бердыбек Сапарбаев по итогам Совета дал поручения Министерству культуры и спорта и другим центральным государственным органам по совершенствованию практики сотрудничества с НПО и содействию в реализации гражданских инициатив в социальной сфере. Эту заинтересованность государства в диалоге с неправительственным сектором отметили все участники встречи. — Я очень доволен прошедшим заседанием, высказал свое мнениепредседатель ОО инвалидов, имеющих высшее образование "Намыс" Кайрат Иманалиев. - Во-первых, председатель Координационного совета Бердыбек Сапарбаев показал свое живое участие в диалоге и свою компетентность в вопросах НПО. Второе – те идеи, которые там высказывались, он сумел аккумулировать и в конце заседания обобщить, свести воедино. Это говорит о том, что человек действительно нас слушал. По этим идеям он дал конкретные поручения, поэтому Совет в Астане получился продуктивным, эффективным и интересным. Что касается законодательных инициатив Гражданского альянса –на мой взгляд, это хорошие предложения. До сегодняшнего дня Казахстану не хватало грантовой формы финансирования неправительственных организаций. Ведь гранты – это инициатива "снизу", в отличие от соцзаказа, когда государство заказывает у нас за деньги конкретную социальную услугу, которую не может по объективным причинам конкретной целевой группе оказать. Гранты всегда несут инновации. Поэтому здесь инициативу Гражданского альянса я поддерживаю. Но очень важно, чтобы этот грант был четко расписан: как и кому он предоставляется, методы отбора, критерии. Поскольку грант отвергает само понятие цены. Допустим, у меня есть предложение для инвалидов по зрению, например, в Чилике, и стоит его реализация ни много, ни мало - 10 млн. тенге, но иэффект от него очень продуктивный. А у другого есть идея, как подвезти инвалидов к какому-нибудь объекту, которая стоит 50 тысяч тенге. Ясно, что моя идея более затратная, но она комплексно решает проблему, нежели другая. Поэтому гранты как инструмент поддержки НПО очень важны. Но положение о том, что общественные организации смогут направлять до 10% гранта на административные расходы, я не поддерживаю. Ведь мы итак в грант закладываем все расходы и издержки, которые связаны с проектом – будь то закуп компьютеров или аренда помещений. В целом, если государство заинтересовано и будет стараться сделать механизмы взаимодействия с НПО эффективными, тогда хорошее будущее будет и у НПО, и у государства. Само по себе развитие гражданского общества выгодно власти, потому что оно экономит его ресурсы, влияет на увеличении ВВП, на увеличение занятого населения… И самое главное, благодаря гражданскому обществу все видят перспективу развития страны. Что касается пожеланий-хотелось бы, чтобы Координационный совет собирался почаще - хотя бы раз в квартал. Кроме того, важно каждый раз менять тематику Совета и приглашать НПО, занимающиеся конкретным вопросом. Мусагали Дуамбеков, президент ОФ "Народный антикоррупционный комитет": - После заседания совета у меня появилась уверенность, что правительство теперь будет уделять больше внимания казахстанским НПО.Нурлан Еримбетов еще год назад говорил о том, что не нужно надеяться на то, что международные организации нам помогут. Сейчас мне понравилась другая его фраза: "Если ребенок молоко не просит, ему и не дают". Поэтому я поддерживаю инициативу Гражданского альянса по внесению изменений в законодательство по вопросам деятельности неправительственных организаций. Мне очень понравились выступления депутатов Мажилиса, которые в этом нас тоже поддержали. Нужно быстрее решать вопросы по грантам и премиям и "брать"деятельностьНПО в руки, чтобы в обществе снимались социальные проблемы. Последние 5-6 лет у меня не было госсоцзаказов для нашей организации. Потому что мы, в свое время, допустили большую ошибку, когда социальные заказы отнесли к госзакупкам. Поэтому получалось, что какие-то случайные НПО смогли сбить цену лота на 50-70%. И если стоял лот на проведение 10 мероприятий ценой 2 млн. тенге, они умудрялись его забрать за 700 тысяч. Но как за эту сумму можно качественно провести 10 мероприятий? Это нереально. А когда выдается грант, например, в 10 тысяч долларов, ты его заранее расписываешь: сколько можно провести мероприятий, все издержки, инновации и так далее. Поэтому и гранты, и премии – это правильная форма сотрудничества государства и НПО. Я считаю верным, что государство отдает в руки НПОуслуги, которые оказать обществу оно не может в силу каких-то объективных причин, чтобы гражданское общество изнутри решало проблемы инвалидов, экологии, беспризорности и так далее. Очень хороший пример могу привести. При Министерстве сельского хозяйства есть Союз птицеводов, состоящий, примерно, из 70 фермеров. Они проблему субсидий сами решают: какой птицефабрике сколько средстввыделять. Количество яиц, кур-маток они сами считают,определяют, сколько комбикормов нужно и так далее. То есть друг другу доверяют. Получается, они сами решают государственную проблему. А раньше чиновники Минсельхоза ездили по этим фабрикам и сами считали количество штук яиц и кур. Но ведь так быть не должно. И если применительно к нам - если законопроект примут, я думаю, будет больше возможностей представителям НПО участвовать в госсоцзаказах. Этому будет способствовать и то, что создадут реестр неправительственных организаций, которые активно работают, показывают конкретные результаты. У НПО должна быть нормальная квалификация, работать в этой сфере должны реальные "игроки", которые действительно приносят пользу обществу. Я считаю, в сложившихся условиях правительство должно поддержать Гражданский альянс, и только после этого можно требовать с него результатов. По поводу проведения Координационного совета- замечу, что нужно их чаще проводить, раз в два-три месяца. Правительство должно активно реагировать на запросы общества. У нас, например, в МИДе есть рабочая группа по правам человека, мы каждый месяц собираемся, у нас есть план работы, есть определенный результат, докладчики и так далее. Можно и этот опыт перенять. Зауреш Батталова, президент Общественного фонда развития парламентаризма в Казахстане - В целом прошедшее заседание оцениваю положительно. По ряду вопросов мне понравилась позиция Вице-премьера Бердыбека Сапарбаева. Он говорил очень конструктивно, было видно, что он хочет понять ситуацию. Если говорить об инициативе законодательно закрепить и нормативно урегулировать поддержку НПО, то такую инициативу Гражданского альянса мы, конечно, поддерживаем. Но если говорить о конкретных поправках, которые вносятся – этого явно недостаточно. Кроме того, они должны быть поддержаны большинством НПО, широкой общественностью Казахстана. Поэтому обсуждение необходимо провести уже вне рамок Гражданского альянса. Есть большая группа НПО, которые не являются членами Гражданского альянса, но у которых есть своя позиция. При этом нельзя сказать, что она полностью полярная и противоположная. Нет, по ряду положений есть понимание. Но есть вещи, которые надо обязательно согласовать. Например, некоторые НПО требуют у государства средства на институциональную поддержку (содержание офисов, сотрудников), социальные заказы и так далее. У меня другая точка зрения – НПО, конечно, нужно поддерживать, но не таким способом, как они предлагают. Ведь, государство, как мы знаем, обязано финансировать государственные организации, которые должны в рамках национального законодательства осуществлять государственную политику по реализации и обеспечению доступности всех видов услуг для населения. А вот контроль за этим должен лежать на общественных институтах, которые работают на общественных началах, а никак не на государственные средства. Если у тебя нет ресурсов, нет возможностей и резервов, не занимайся этим. На заседании Совета, к сожалению, этого не сказали, а ведь роль НПО – это общественный контроль над деятельностью государственных органов, предоставление тех или иных социальных услуг, которые государство готово делегировать им. Однако нам, общественникам, не нужно самим становится государственным учреждением. В этой связи я считаю, что между государством и неправительственным сектором должны строиться только партнерские отношения. А партнерство предполагает равные, паритетные отношения. Государственные органы должны формировать социальный заказ, четко формировать лоты, в которых должны быть ясно прописаны, какие виды услуг они делегируют для предоставления их населению через НПО. Что касается институциональной поддержки, то она нужна. Но не всем. Есть статья 68 Закона о социальных отношениях, где четко прописаны 11 категорий граждан, которые относятся к социально уязвимым. Вот именно НПО, которые занимаются оказанием социальных услуг для этих людей, и нуждаются в институциональной поддержке. А мы, например, как институт парламентаризма, не занимаемся оказанием социальных услуг. У нас другие функции в гражданском обществе. При этом, когда мы говорим "институциональное развитие", мы должны думать не только о финансах, но и об информационных ресурсах, ИТ-технологиях, знаниях по менеджменту, управлению проектами, программами, командообразовании, лидерстве, PR, governmentrelations– это те вещи, которым сегодня надо обучать всех. При этом не только сами НПО, но и тех, кто будет взаимодействовать с НПО. Прежде чем приняли предложенные поправки в законодательство об НПО, во-первых, необходимо четко прописать процедуры, обеспечить прозрачность выделения грантов на конкурсной основе. Должны быть четкие критерии, и допущены к предоставлению социальных услуг только те, кто имеет уровень профессионализма, кто прозрачен в своей деятельности, кто оказывает качественные услуги населению. Второе – нужен реестр НПО, куда должны войти те, которые хотят работать на наше государство. Там же должно быть указано, какие виды услуг они хотят предоставлять: экспертные, контрольные, социальные и так далее. Наталья Малярчук, руководитель ОФ "Центр межрегиональных программ": - Площадка, организованная Правительством, была качественная. На этом Координационном совете присутствовали лица, принимающие государственные решения. Поэтому им можно было говорить все, что сегодня волнует общественные организации, до них можно было донести и наше видение развития отношений между государством и НПО, и наши предложения по совершенствованию законодательства. Но я была удивлена своими коллегами, которые поднимали вопросы финансирования со стороны государства, материальных нужд НПО и так далее. Мы забыли самого человека, гражданина, ради блага которого мы существуем и работаем. Ведь активист гражданского общества – это не профессия. Когда ты заботишься о своем государстве, трудишься над формированием каких-то гражданских основ, когда ты вкладываешь в это душу – ты выполняешь свой гражданский долг. За это не получают зарплату. От некоторых моих коллег прозвучало, что государство нам обязано помогать. Но ведь госсоцзаказ – это аутсорсинговая услуга, которую у НПО заказывает государство, потому что оно не может выполнить ее в силу отсутствия, например, человеческих ресурсов, времени и так далее. На Совете говорили про институционализацию гражданского общества. Но ведь НПО не могут быть институтом, мы – не госорганы и не коммерческая структура. В противном случае, НПО не будут называться "гражданским обществом". Я против институционализации, которую предлагает Гражданский Альянс, потому что считаю, что на сегодняшний момент законодательно обеспечены все возможности для гражданского общества, чтобы контролировать государственные органы, чиновников. Мы спокойно можем участвовать в общественных слушаниях, информация о которых публикуется, в различных советах, принимая участие в делах государства, рабочих группах и так далее. А если поднимается вопрос о неэффективности той или иной площадки, то это вина не только госорганов, но и членов гражданского общества. В этом смысле я не поддерживаю некоторые законодательные инициативы Гражданского альянса. Я абсолютно убеждена, что гражданское общество "сверху" создать нельзя, правительство его не создаст. Нужно в каждом гражданине с детства воспитать личность, которая будет заботиться о своем государстве. Только тогда появится гражданское общество. Когда каждый на своем уровне позаботится, чтобы вокруг него была здоровая среда: чистые улицы, чтобы не обижали пенсионеров, чтобы инвалиды были обеспечены вниманием и так далее. Вот чем должны заниматься НПО. Поэтому поправки гражданского альянса с точки зрения технологии – правильные, а идеологии – не совсем верны. Я согласна с тем, что деньги от государства должны выделяться на деятельность НПО, а не на зарплаты и административные расходы. Ведь если представитель НПО зависит от зарплаты в этой организации, сразу ставится под сомнение его деятельность по защите прав человека. Кому захочется защищать чьи-то права, если тебе самому нечего есть? У всех нас есть профессии, мы занимаемся своим делом. Что касается самого Совета – безусловно, нам необходимо собираться в таком расширенном составе. Только надо более четко и с целью на результат выстраивать диалог. Если каждый участник будет точно знать, что обсуждается и к чему должны прийти, это будет результативно. А министры и другие представители госорганов должны здесь присутствовать, потому что они должны знать НПО. Даурен Бабамуратов, руководитель ОО "Болашак": - Я положительно оцениваю прошедшее заседание Координационного совета. Такой диалог между НПО и госорганами необходим. И то, что на самом высоком уровне правительства придают большое значение неправительственным общественным организациям – это дорогого стоит, это правильный шаг навстречу формированию гражданского общества. На заседании под председательством БердыбекаСапарбаева мы обсудили многие насущные вопросы. Самый главный из них – изменения в законодательстве о неправительственных организациях. Я считаю, что этот закон нужен именно сейчас. В законопроекте был указан целый ряд принципиальных моментов, которые необходимо учитывать государству при сотрудничестве с НПО. В первую очередь, это авансовый платеж из государственного социального заказа. Сейчас сложилась ситуация, когда общественная организация полностью за свой счет выполняет госсоцзаказ, и только после этого, по факту получает деньги за выполненный объем работы. Но это не устраивает многие общественные организации. Может случиться так, что НПО способно оказать ту или иную услугу обществу, но на ее реализацию у нее не будет сразу достаточно средств. Получается, что в Казахстане могут выжить только сильные, крупные организации и те, которые имеют дополнительное финансирование со стороны. Но ведь такой принцип сам по себе тормозит развитие гражданского общества. Поэтому мы целиком поддерживаем внесенные изменения, которые устанавливают аванс в размере 30% от соцзаказа и возможность направлять на административные расходы общественной организации до 10% от государственного гранта. Это очень важный шаг государства в сторону НПО, который нас очень радует. Вместе с тем, говорить о том, что после принятия этого закона все неправительственные организации Казахстана начнут процветать, пока нельзя. Но в том, что общая ситуация с НПО улучшится, сомневаться не приходится. Прежде всего, в материально-технической базе. К сожалению, пока в нашей стране неправительственные организации должны поддерживаться государством. Понятие донорства со стороны среднего и крупного бизнеса все еще не прижилось. Если в западных странах мы видим, как крупные корпорации часть своего дохода отправляют на общественные организации, в фонды, чтобы они проводили социальные работы, которые государство выполнить не успевает, то у нас этого пока не сложилось. В идеале, они должны финансироваться за счет бизнеса Казахстана. Если говорить о прошедшем формате диалога, то это очень хорошая площадка. Я поддерживая инициативу правительства по проведению таких Советов с участием руководителей государственных органов и представителей общественности. Конструктивный диалог всегда приводит к конкретным результатам. Данияр Ашимбаев, политолог: - Нынешнее заседание Координационного совета прошло в новом составе, со стороны правительства его возглавлял новый человек – Бердыбек Сапарбаев. Все выступления, которые там прозвучали, сводились к тому, что существующая процедура взаимодействия государства и НПО в рамках госсоцзаказа далеко не самая эффективная. Выступающие говорили о тех барьерах, которые существуют, об излишней бюрократизации процедуры предоставления государственного социального заказа НПО. Естественно, этот вопрос нуждается в коренной модернизации и, возможно, новый закон сможет оказать влияние на эту ситуацию. При этом, я хочу отметить, что взаимодействие государственного аппарата и гражданского общества должно происходить в условиях полного взаимоуважения и партнерства. Мы знаем, что во многих министерствах отсутствуют полноценные экспертные советы по взаимодействию с неправительственными организациями. На правительственном уровне функционируют более полусотни всевозможных межведомственных комиссий, госкомиссий, советов и так далее. Их состав по большей части пересекается. В составе комиссий, к сожалению, очень мало представителей реального сектора экономики, общественных объединений. Именно на это должно обращать внимание государство при принятии каких-то важных решений. Гражданский альянс внес свои предложения в законодательные акты по вопросам деятельности неправительственных организаций. Но ведь на самом деле вопрос стоит не столько в совершенствовании законодательства, сколько в его исполнении. Ведь большинство вопросов, которые поднимают общественные организации, уже имеют свой ответ в законодательстве. Закон – это лишь инструмент и все зависит от того, в каких руках он находится. Будет ли принят этот закон или нет – это вопрос не самый принципиальный. Главное – создание системы по эффективному взаимодействию государства и неправительственного сектора. Координационный совет при Правительстве – одна из площадок, где могут решаться вопросы. Но в состав Совета необходимо вводить больше представителей гражданского общества, хотя мне пока непонятен принцип его формирования. Источник: |
||
Последние новости
|